Topic outline
Приступая к изучению биохимии
Основные меры предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции
Расписание
Лекции 3 семестра (Биохимия ч.1)
Введение. Предмет и задачи биохимии. Структура белков. Классификация белков. Биологические функции белков.
Ферменты. Биологическая роль. Механизм и особенности ферментативного катализа.
Ингибиторы ферментов. Способы регуляции активности ферментов: аллостерическая регуляция и ковалентная модификация. Ферментный состав органов и тканей. Изменения активности ферментов при заболеваниях.
Макроэргические соединения. Субстратное, окислительное и фотофосфорилирование.Биологическое окисление. Митохондриальная цепь переноса электронов.
Углеводы: биологическая роль. Синтез и распад гликогена. Регуляция запасания и мобилизации глюкозы
Метаболизм глюкозы. Анаэробный и аэробный распад глюкозы. Гликолиз. Глюконеогенез.
Липиды: структура, биологическая роль, классификация. Переваривание и всасывание липидов пищи. Ресинтез жиров в энтероцитах. Транспорт липидов кровью. Липопротеины. Запасание и мобилизация жиров в жировой ткани. Регуляция.
Белки. Ферменты.
(Модуль 1)Лекции (3) лекции, 6 часов)
Введение. Предмет и задачи биохимии. Структура белков. Классификация белков. Биологические функции белков.
Ферменты. Биологическая роль. Механизм и особенности ферментативного катализа.
Ингибиторы ферментов. Способы регуляции активности ферментов: аллостерическая регуляция и ковалентная модификация. Ферментный состав органов и тканей. Изменения активности ферментов при заболеваниях.
Практические занятия
Тема 1. Введение в биологическую химию. Количественное определение белков в растворе
Цель. Проверить знания по биоорганической химии, необходимые для изучения биологической химии. Получить представление о методах биологической химии. Определить количество белка в сыворотке крови, используя клинические методы.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа.
Дополнительные материалы.
Лабораторные работы (Видеоматериалы)
Тема 2 Структурная организация и физико-химические свойства белков.
Взаимодействие белка с лигандом. Связь структуры и функций белков
Цель. Получить современные представления о структуре белков. Использовать знания о физико-химических свойствах белков для осаждения белков из растворов
Контрольная работа
Самостоятельная работа.
Тема 3. Ферменты. Биологическая роль.
Механизм и особенности ферментативного катализа.
Кофакторы и коферменты
Цель. Рассмотреть современные представления о строении ферментов, их биологической роли и особенностях ферментативного катализа. Составить представление о механизме действия ферментов, изучить строение и участие в метаболизме коферментов.
Контрольная работа
Самостоятельная работа.
Тема 4. Кинетика ферментативных реакций.
Принципы определения активности ферментов. Медицинская энзимология (энзимодиагностика, энзимотерапия, ферменты в биотехнологии)
Цель. Установить основные принципы обнаружения ферментов в биологических объектах (на примере амилазы и уреазы). Ознакомиться с основными свойствами ферментов и кинетикой ферментативных реакций. Дать количественную оценку активности некоторых гидролитических ферментов, имеющих клиническое значение.
Самостоятельная работа.
Тема 5. Регуляция активности ферментов как молекулярная
основа регуляции метаболизма.
Регуляция внутриклеточного метаболизма внешними сигналами. Ингибирование активности ферментов
Цель.Изучить различные виды регуляции активности ферментов. Рассмотреть регуляцию внутриклеточного метаболизма внешними сигналами, ингибирование активности ферментов
Самостоятельная работа.
Подготовка к Заключительное практическое занятие по модулю «Белки и ферменты»
6. Заключительное практическое занятие по модулю «Белки и ферменты»
40 вопросов, максимально 3 попытки по 30 минут
Биоэнергетика. Углеводы.
Лекции (6 часов)
Макроэргические соединения. Субстратное, окислительное и фотофосфорилирование. Биологическое окисление. Митохондриальная цепь переноса электронов.
Углеводы: биологическая роль. Синтез и распад гликогена. Регуляция запасания и мобилизации глюкозы
Метаболизм глюкозы. Анаэробный и аэробный распад глюкозы. Гликолиз. Глюконеогенез.
Практические занятия ( часов)
Тема 7. Энергетический обмен. Пути образования АТФ.
Цель.Рассмотреть современные представления о механизмах, обеспечивающих энергетические потребности клетки. Обратить особое внимание на строение и функции митохондриальной цепи переноса электронов как основного поставщика АТФ в клетке
Задания для дистанционной работы
Самостоятельная работа.
Тема 8. Общий путь катаболизма.
Цель.Рассмотреть современные представления о катаболизме основных пищевых веществ и взаимосвязи этого процесса с обеспечением энергетических потребностей клетки.
Задания для дистанционной работы
Самостоятельная работа.
Подготовка к Контрольной работе "Углеводы"
Тема 9. Структура, классификация и биологическая роль
углеводов. Обмен гликогена
Цель.Рассмотреть особенности химического состава и строения углеводов в связи с выполняемыми ими функциями. Рассмотреть переваривание и всасывание углеводов пищи. Исследовать содержание углеводов в пищевых продуктах. Изучить пути запасания глюкозы в виде гликогена и его мобилизацию, механизмы регуляции этих процессов
Контрольная работа
Задания для дистанционной работы
Лимит времени - 20 минут
Самостоятельная работа.
студенты выполняют задания (количество указывается преподавателем) из файлов "Рабочая тетрадь".
Ответы нужно записать в том же файле и сохранить.
Преподаватель увидит ваши ответы (решения), проверит и оценит.Лабораторные работы (Видеоматериалы)
Тема 10. Метаболизм глюкозы. Анаэробное и аэробное окисление глюкозы. Глюконеогенез
Цель.Познакомиться с современными представлениями об основных путях катаболизма глюкозы в организме человека. Рассчитать энергетический выход метаболизма глюкозы в зависимости от условий.
Самостоятельная работа.
Задания для дистанционной работы
Задания для дистанционной работы
Самостоятельная работа.
Подготовка к Заключительное практическое занятие по модулю «Энергетический обмен. Углеводы»
11. Заключительное практическое занятие по модулю
«Энергетический обмен. Углеводы»
Ответ можно представить в печатном виде или в прикрепленном файле (Вид представления работы решается индивидуально вашим преподавателем). Время ограничено 60 мин. (2 вопроса)
Подготовка к Контрольной работе "Липиды"
Липиды.
Лекции
Липиды: структура, биологическая роль. Переваривание и всасывание липидов пищи. Ресинтез жиров в энтероцитах. Транспорт липидов кровью. Запасание и мобилизация жиров в жировой ткани. Регуляция.
Практические занятия ( часов)
Тема 12. Химия липидов. Переваривание и всасывание липидов. Липопротеины
Цель.Рассмотреть строение и функции основных липидов организма человека; процессы переваривания и всасывания жиров; ресинтез жиров в энтероцитах; транспорт экзогенных жиров в составе хиломикронов; современные представления о строении и функциях липопротеинов
Задания для дистанционной работы
Контрольная работа
Ответ необходимо представить в прикрепленном файле. Время ограничено 30 мин.
Самостоятельная работа.
Лабораторные работы (Видеоматериалы)
Тема 13.
Обмен липидов 1. Метаболизм жирных кислот
Цель.Рассмотреть биосинтез жирных кислот и его регуляцию; биосинтез триацилглицеролов в печени и жировой ткани; регуляцию липогенеза и липолиза. Рассмотреть катаболизм жирных кислот; биосинтез и катаболизм кетоновых тел; составить представление о возможных причинах накопления кетоновых тел и клинико-диагностическом значении обнаружения кетоновых тел в моче
Задания для дистанционной работы
Самостоятельная работа.
Тема 14 (часть 1).
Обмен липидов 2. Метаболизм кетоновых тел и холестерина
Цель.Рассмотреть биосинтез холестерола, регуляцию синтеза; роль ЛПНП и ЛПВП о обмене холестерола, возможные причины гиперхолестеринемий; синтез желчных кислот и его регуляцию; клинико-диагностическое значение определения холестерола в крови. Составить представление о эйкозаноидах как регуляторных молекулах с множественными мишенями действия
Самостоятельная работа.
Лабораторные работы (Видеоматериалы)
Тема 14 (часть 2).
Заключительное практическое занятие по модулю «Химия и обмен липидов»
Цель.Рассмотреть строение, общие свойства и биороль мембран; механизмы переноса веществ через мембраны; роль мембран в восприятии и передаче внутрь клетки сигналов из внешней среды
Самостоятельная работа.